Скала Красный Камень (Уфалей, Коркодин)

"Красный" у русского народа означало "красивый", но не в этот раз. Красотой эти скалы вроде не блещут, а название получили, скорее всего, за оттенок камней, из которых состоят. Он не ярко выражен, но просматривается. Хотя видели мы и поярче, например, скалы "Розовый замок" на горе Юрма. Вообще, скал с названием "Красный Камень" в России множество, даже в Уфалее есть, прямо возле вокзала, а именно эти находятся недалеко от станции Коркодин на Уфалейском хребте.

Я давно знал про этот Красный Камень, что путь туда неблизкий, и туристы толпами там не ходят. Но все никак не попадал в эти места по разным причинам. Однажды только, много лет назад, ходил на плотину заброшенную недалеко от Коркодина, и места эти мне запомнились своей глушью и обилием животных, особенно копытных. И вот, наконец, пришло время мне увидеть эти скалы своими глазами.

Я подготовил маршрут, куда включил кроме Красного Камня еще скалы Мшистые в паре километров от него, и лесную избушку "Усадьба Ермака", о которой слышал от других путешественников. Скалы Мшистые - это пока неофициальное название, но я надеюсь приживется, почти все камни мхом заросли. Ну, и так как я фотограф, мне хотелось сделать снимки этих скал, а всем известно, что фотографировать скалы лучше всего весной, пока нет листвы на окрестных деревьях, так лучше видно.

Забегая вперед, скажу, что Красный Камень высотой и интересными формами не отличается, метров 30, а вид с него частично скрыт елками и березами, которые возвышаются над вершиной. Лично мне больше понравилась сама дорога, а то что случилось на второй день, и вовсе было для нас за гранью. Да еще весной эти края - настоящее царство клещей, за день сняли с себя столько, сколько за всю жизнь не видели! Поэтому мы запомним этот поход надолго. Ну и обо всех наших приключениях предлагаю сей рассказ.

Это вторая часть рассказа, рекомендую начать с первой

На Красный Камень сквозь полчища клещей

День второй. Камень Мшистый, опять стада клещей, лесная заимка, пожар на скалах

9 мая, в День Победы, мы проснулись довольно бодрые в 6.30 по будильнику. Причем телефон включился сам по себе, и поприветствовал меня в роуминге в Челябинской области. Я выглянула наружу - погода чудесная, солнце светит, уже с утра тепло, птицы поют. Одна синица (гаичка или московка) у самой платки по веткам скачет. Но торопиться никуда не хотелось. Мы решили сделать зарядку, собрать вещи, и спуститься вниз - делать костер и завтракать. Саша еще слазил на вершину, и снова на него накричала возмущенно птица.

Так что сегодня мы сделали зарядку без клещей и комаров. Саша, как обычно, начал меня торопить - ой, скоро солнце будет не с той стороны, фотографировать будет плохо, давай скорее собираться... Я возмутилась, что мне никак не дают отдохнуть без суеты и спешки, и отправила его фотографировать скалы, сказав, что палатку и вещи потихоньку соберу сама. Он ушел, а я еще посидела, полюбовалась на скалы - красным камень назвали не зря, порода была с розовыми и красноватыми прожилками, иногда даже на родонит похожа. Потом все собрала и сложила по рюкзакам, Саша вернулся, и мы окончили сборы.

Когда пошли спускаться, уже другим путем, обнаружили, что скалы везде посыпаны птичьими перышками, и даже косточками - это семья соколов питается. Внизу мы направились прямиком к большой луже - надо было умыться. Вода там была прозрачная, чистая. По поверхности скользили водомерки. Мы набирали воду кружкой. Затем сделали на дороге костерок, и стали кипятить воду. Я постаралась отгрести все листья и траву в сторону, чтобы не загорелось ничего лишнего. Приходилось следить за костром - дул сильный ветер, и норовил кинуть искры и угольки на сухую траву. Перед уходом мы тщательно загасили огонь, и залили его водой из канавки.

Затем перебрали вещи, отдельно в большой пакет сложили все, что понадобится в прогулке, ведь большие рюкзаки мы хотели спрятать в лесу, чтобы идти налегке. С собой взяли бутылку с водой, все пустые бутылки, полотенце, влажные салфетки и еду на обед. Потом спрятали наши рюкзаки, так, чтобы с дороги их было не видно, взяли пакет, и в 10.30 пошли к Камню Мшистый. Идти было недалеко, километра два, частью по дороге, частью - по лесу. Где-то там еще должен был нам встретиться ручей, где мы планировали помыться и набрать воды. По пути видели множество свежих лосиных следов, обглоданные ими деревья, а также муравейники, явно разоренные медведем. Так что зверья здесь хватает.

Было уже снова жарко, хотелось пить, но нам приходилось пока экономить воду, ее у нас осталось не так много. И неизвестно, можно ли будет пить из ручья. В лесу почти не было подлеска, и потому видно далеко. И, как и вчера, наши кроссовки покрылись желто-зеленой пылью - мы все голову ломали, что это может быть. То ли опавшая листва крошится - не похоже, то ли споры грибов - так тоже, почему так много?

Дорога оказалась вполне приличной, без луж и грязи, обходить ничего не приходилось. Лес кругом не сильно впечатлял красотами, множество поваленных деревьев, но идти было приятно - тепло, свежо, птицы щебечут, цветов много, пахнет хорошо по-весеннему... А на одной березе висело штук шесть шаров, сплетенных из веток, как будто специально, как гнезда чьи-то. Но это такая болезнь у дерева, разрастание веток, в народе так и называется: "ведьмины гнезда".

Примерно через полтора километра увидели относительно широкое пространство, уводящее с дороги влево и вперед, и поняли, что, вероятно, нам туда, и Камень Мшистый там. Пошли по лесу, чуть в горку. Мне приходилось держать пакет с продуктами повыше, чтобы не порвать его о кусты, прошлогоднюю траву и молодые осинки, погрызенные лосями. Концы у них были такие острые, что и руки мне поцарапали. А кроме того, на всех этих высоких растениях поджидали нас клещи. Мы теперь их снимали не со штанов, а уже прямо с маек выше пояса.

И вот, метров через 300 показалась каменная стена темно-серого цвета - Камень Мшистый. Высота всего 2-3 этажа, зато гряда длинная. И сложено все это тонкими каменными слоями, как халва или блинный пирог. Но ничего примечательного, на первый взгляд, в нем нет. Мы решили обойти скалы по кругу - вдруг найдем что-то интересное. Обратная сторона вся была покрыта мхом, отсюда и название - Камень Мшистый. Гряда была метров 150-200, и самые высокие вершинки в центре. На одну мы поднялись, но лес закрывал вид, так что далей мы не узрели. Видели несколько ниш и маленьких неглубоких гротов.

Лазать по этим скалам было довольно опасно - тонкие пласты камня во многих местах откололись и лежали свободно, никак не закрепленные, но присыпанные листвой, так что ты на них наступаешь - а они начинают ехать под ногой, как санки! А кругом лес из осин и ольховника, и такое количество лосиных следов и помета, что просто удивительно...

Интересное мы увидели у дальнего края гряды, там мы подошли к скалам совсем близко. Обнаружили маленькую пещерку со сквозным лазом, но, главное, сами камни были необычные - структура странная, и они образовывали площадки, уступы, и все были в круглых выемках, похожих на норки ласточек-береговушек. Диаметр был разным - от 10 до 25 сантиметров. А еще со скал свисал красивый мох и папоротник, наводя на мысли о джунглях...

Обойдя скалы, и вытряхнув мусор из обуви, мы отправились искать еще одну избу, до которой было недалеко, но путь неизвестен, только примерное направление. Мы только знали, что надо пройти через большую вырубку. Шли по лесу, видели большую лужу с совершенно прозрачной водой, и оттуда вытекал небольшой ручеек. Сначала подумали, что это ключ. Но потом посмотрели внимательно - нигде в луже движения воды нет, а вся земля на склоне выше - влажная. Так что это просто собралась талая вода с горы. Александр там умылся, а вот пить мы не стали. Надеялись, что возле избы все равно должен быть ручей питьевой водой.

Вышли мы на вырубку, она была старая, пни и остатки бревен уже давно подгнили, многие просто в труху превратились. Вся земля была взрыта глубокими колеями от лесовозов, и во многих стояла вода, приходилось прыгать через них. Все поросло молодыми елками и кустами, а также ольховником. И везде сидели, радостно потирая лапки, клещи. Сколько мы их здесь с себя сняли, вообще сосчитать невозможно. Вырубка тянулась очень далеко, на целый километр, и вела все вниз. Стояла жара, нам так хотелось пить!

Вот мы приблизились к краю леса, справа шел овражек, и в нем, как мы предполагали, ручей. Еще пара шагов, и мы увидели за деревьями крыши строений, видно, что новых. Заметили колею от машины, и по ней вышли к избе. Это место с первого же взгляда нам понравилось больше, чем "Усадьба Ермака". Здесь и поляна была большая, вдоль ручья, и повсюду порядок... С того края поляны, откуда мы вошли, справа стоял приличный туалет, дальше - новый дом с терраской, и в нем даже маленькие пластиковые окошки вставлены, напротив - летняя кухня. Все двери строений были не закрыты, а в баньку так вообще приоткрыты - чтобы сырость не копилась.

Внутри эта летняя банька была обита серебристым изолоном, пол вымощен деревянными кружками-спилами. На печку были накиданы камни. А рядом строилась капитальная баня. И на дальнем краю участка виднелась еще одна, совсем старенькая. Стояла она недалеко от самодельного моста через ручей. По этому мостику аккуратно могла и машина проехать. К ручью от дома вела тропка, у воды обустроена площадка, чтобы можно было подойти набрать. А вода там текла совершенно прозрачная, холодная и на вкус приятная. Мы сразу во всю тару налили запас. А Саша еще и выпил пару кружек, спасаясь от жары.

Потом Александр поснимал территорию - треугольные штабеля досок, сложенных для просушки, напиленные березовые чурбаки, белые цветочки на поляне. Мы дошли до места, где ручей делает поворот налево, и до мостика. За ним начиналась дорога, ведущая через покос со стогами сена к лесу, и Саша отправился туда посмотреть, нельзя ли нам вернуться по ней к Красному Камню, чтобы не тащиться снова по вырубке. Я же вернулась к березовым чурбакам, и накрыла там обед. Местечко было чудесное, кругом синие и белые цветы, и один большой чурбак как раз заменил стол, а на два другие можно было сесть.

Александр вернулся, и сказал, что можно попробовать пойти обратно по дороге, еще, что видел улей для диких пчел высоко на сосне - борть около полутора метров в длину. Стали мы обедать картошкой с курицей, съели по огурчику, закусили козинаками... Отдохнувшие, мы пошли к мостику, чтобы перед дорогой хорошо помыться. Спуск к воде был не самый удобный, но нам хватило, чтобы освежиться. На земле, кстати, и на дне ручья, кругом искрились блестки, как золотинки. Я подняла одну - это был кусочек слюды.

Мы оделись, поставили бутылки с водой в пакеты, и отправились обратно к Красному Камню. Прошли мимо тонких стогов - у каждого в центре отверстие насквозь, чтобы продувало. И углубились в березовый лес. Деревья там были по большей части старые, огромные, а идти приятно - в тени и прохладе. Часто встречались поваленные гиганты, в основном, березы. Было видно на спилах, что они сгнили изнутри и обломились. И иногда деревья ломались на высоте 2-3 метра от земли, и тогда от них оставались стоять столбы. А кое-где вся кора у них была сгрызена лосями.

Оказалось, что дорога идет прямо вдоль вырубки в ту сторону, куда нам надо, и она сухая, не заросшая и не заваленная. Клещей тут было совсем немного. Мы перешли через низинку с лужами, дорога стала забирать левее, но навигатор показал, что скоро она выйдет на ту лесную дорогу, что ведет от Красного Камня. Так и вышло. Было ясно, что километра через три мы придем в пункт назначения. Идти было легче, чем по вырубке, на все равно нелегко - Саша выпил много воды, а я немного натерла ноги. Стояла жара, шли в горку...

Потихоньку дошли до Красного Камня, и там увидели двух мотоциклистов, которые только что подъехали. Мы свернули с дороги в лес, где были спрятаны наши рюкзаки - все осталось цело. Забрав вещи, подошли к большой луже с чистой водой, чтобы сполоснутся перед подъемом на скалы. Там хотели снова поставить палатку, попить чайку, позагорать, отдохнуть, и решить, где будем ночевать.

Поднялись на скалу, увидели там двух парней на вершине и какой-то дымок. Подошли поближе - и офигели! Земля на камнях, на которой стояла сосна, метров на 5 поперек скалы - вся дымилась. Дело в том, что почва здесь была не сырая земля, а спрессованная хвоя и листья, да еще сухие, по консистенции как рыхлый торф. Возможно, кто-то покурив на скале, бросил окурок, или костер тут разожгли, и огонь пошел внутрь этой подстилки. Хорошо, что идти огню было особо некуда, он только смог поджарить корни единственной сосны.

Языков пламени было не много, больше дым. Мы бросили вещи, Саша начал палкой окапывать границу пожара, а я понеслась к луже с бутылкой, котелком и кружкой. Внизу пришлось корячиться при подъеме, чтобы не пролить воду, да еще я уставшая была... Наверху скорее пролила водой основные очаги, а к луже теперь пошел Александр. Я осталась окапывать и забивать язычки пламени палкой - они кое-где появлялись при сильных порывах ветра. Оказалось, весь огонь был под камнями, почва горела не снаружи, а внутри. Вся хвоя, которая опадала с сосны и прессовалась тут годами, тлела, как порох.

Принесенная Сашей вода еще немного помогла загасить очаги, но дым все продолжал идти. Стало ясно, что все прекратится, только когда вечером стихнет ветер. Внизу подъехала машина, УАЗ-батон. Александр пробовал кричать людям со скалы - просил огнетушитель, но мужики были настолько пьяны, что даже не поняли, о чем речь, и вскоре уехали. Ребята на пожар особо внимания не обращали, сделали пару фотографий на скале, да и пошли к своим мотоциклам... Мы уже все пропахли дымом, и глаза сильно щипало, а между камнями все равно был огонь, туда никак не залезть.

Пока Саша в очередной раз ходил за водой, я выпила чаю, и объявила свой план. Это было около пяти часов вечера. Ветер начал потихоньку стихать, дымило все меньше. Оставаться здесь было нельзя - дым не даст спокойно отдохнуть. Так что вариантов было два - заночевать под скалами на Красном Камне, или пойти в обратный путь, и остановиться у ручья. Я была за второй вариант - и вода там есть, и идти наутро до станции придется меньше. Да и помыться не мешает, а то мы все чумазые от пожара.

Александр только не мог понять, про какой ручей я говорю. Я долго объясняла, где именно это, и еще предложила пойти другой дорогой, короткой, не по колеям в лесу. Он согласился. Надели мы рюкзаки, спустились вниз, и потопали по дороге налево. У меня настроение стремилось к нулю - я переживала за ту сосну и красивое место на скале. К тому же ноги устали бродить за день, хотелось полежать, а вместо этого надо еще семь километров топать. Понятно было, что отдохнуть уже не выйдет. Александр как мог, меня отвлекал и утешал.

Мы нашли поворот по дороге, чтобы идти напрямую, а не через "Усадьбу Ермака". Хорошо, что дорога была приличная, без засад, хотя и намного менее наезженная. Постепенно дошли до тех мест, где проходили вчера, и стали их узнавать по характерным деревьям, камням. Кстати, встретили того самого дрозда, который вчера вылетел у нас прямо из-под ног с обочины. Но сегодня мы присмотрелись получше, и нашли его гнездо! Прямо у дороги, в траве, а в нем - пять штук маленьких голубых яичек! Надо же, какая рисковая птица... Еще иногда взлетали вспугнутые нами рябчики, а на березе мы видели чье-то большое гнездо.

По пути мы отслеживали трек по навигатору, чтобы не пропустить поворот от ручья. И вот, я узнала место, Александр подтвердил по треку, и мы перешли ручей. Мест, где можно было поставить палатку, здесь было даже несколько. На поляне с низкой травой под соснами, ближе к ручью; и еще прямо на дороге, на колеях. Саше оно понравилось больше - пространство открытое, шишки не валяются, травы почти нет, значит, клещей будет меньше. А к ручью умыться можно и прогуляться эти 20-30 метров.

Около восьми вечера мы поставили палатку, я сходила за дровами, конечно же, принеся с ними и пару клещей, мы развели костер и вскипятили воду, чтобы заварить "Роллтон". Александр ушел мыться, а я еще поставила воду на чай-кофе. Кстати, костер мы тщательно окопали, и пролили землю вокруг как следует, чтобы чего не вышло... Поужинали горячей лапшой с салом, Александр забрался в палатку. Я еще сходила помыться (как хорошо, когда есть вода рядом), и забралась в палатку. Было все еще достаточно светло, сквозь деревья просвечивало зарево заката, щебетали птицы...

Мы немного поразгадывали кроссворд, наговорили на диктофон события дня. Воздух стал холодать. Мы закрыли тент, утеплились и легли спать, все-таки устали в борьбе с пожаром. За сегодняшний день мы протопали 17,5 км. Завтра осталось идти всего 10...

Продолжение рассказа На Красный Камень сквозь полчища клещей

Как добраться до скал Красный Камень

Как Вы поняли из рассказа, путь туда не простой, да еще ежели весной, то стада клещей очень обрадуются Вашему появлению. Кстати, возможно Вам будет полезна статья Как защититься от клещей...

Для начала нужно доехать до станции Коркодин, время в пути около двух часов, если из Екатеринбурга. Электричка на Уфалей. Выход из поселка по улице Школьная, сначала налево, потом, после брода с мрамором - направо. В рассказе все написано подробнее.

По прямой до скал 9 км. Но там протекает речка Малая Уфалейка, и вокруг есть несколько болотин, поэтому лучше идти по дороге, которая идет дугой, как бы против часовой стрелки. По ней до скал 15 км. По пути можно заглянуть в избушку, и посмотреть всякие диковинные для леса предметы.

От Красного Камня до Мшистого около двух километров, на карте я его отметил овалом. Если Вы сможете обратно пройти более короткой дорогой, через гору Лиственная, напишите, что там за дорога, есть ли топкие места, ручьи...

Ну а на велосипеде можно ехать из поселка Кладовка по нормальной дороге, которая идет вдоль так называемого водовода, и от одной из насосной станции попробовать дойти до скал Красный Камень. По прямой там три кило, но в лесу прямых дорог не бывает, да еще там речки текут, могут тоже болотины быть в низинах...